Форум » Вопросы дизайна » Блендер - свободный редактор 3D » Ответить

Блендер - свободный редактор 3D

Serifa: Blender — свободный пакет для создания трёхмерной компьютерной графики, включающий в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео, а также создания интерактивных игр. http://ru.wikipedia.org/wiki/Blender Скачать можно отсюда: http://www.blender.org/download/get-blender/ Там же можно найти некоторые видео-советы по использованию. А вот мнение камрада с форума "Друид" (Горына): http://druid.ru/bored/viewtopic.php?t=1066&highlight= [quote]Почему то народ так спокойно говорит о проприетарке (читай - воровстве). И это не смотря на принятие сейчас законодательно уголовной ответственности за пользование подобным софтом. Не думаю, что хотя бы один из здесь присутствующих приобрел тот же MAX официально. 99% авторов это просто не по карману. Да и не привыкли у нас платить за софт. Я сам перешел в 2008 году с макса ( работал в нем ровно 10 лет начиная с версии 1.2 до версии 2008 профессионально и выполнил множество работ, в том числе анимационных). НО в 2008 ом на работу пришли ребята "в черном" и поставили ультиматум по поводу контрофакта. Пришлось срочно искать замену используемому проприетарному софту среди открытого. Глаз пал на Blender, как единственный достойный пакет среди открытых. И сейчас, спустя почти 3 года, могу четко сказать - не жалею. По поводу возможностей - ложь, основанная на агрессии проприетарщиков. Да, кое в чем Блен уступает тому же максу, к примеру, но во многом превосходит его же. Это практически равные продукты. Нужно только научиться использовать его преймущества. Мне, как закостенелому максовику, это было очень трудно. Концепция у блена 2.47, на который я тогда перешел, была совсем иная. Нынешняя версия - 2.56 - по интерфейсу на много ближе к тому же максу, чем предшественницы из линейки 2.4Х. Конкретно для специалиста по VFX у блена есть несколько изюминок, делающих его уникальным - это узловой редактор а`ля Fusion, это собственная интегрированная видеомонтажка, это отличные генераторы дыма и жидкости, это физический движок Bulet и возможность "запекания" чего угодно - текстур и анимации, это встроенная система искуственного интелекта для организации стайного поведения. Наконец встроенный игровой движок, который можно использовать для интерактивных анимаций. В максе нет ничего из вышеперечисленного. Ну и самое главное - это уже доказано долгой работой - в блене все делается на много быстрее, чем в максе за счет продуманного интерфейса. Слабой стороной Блена является рендер. Встроенный интернал сродни максовскому скайлайну. Может только чуть более продвинут в плане поддержки бленовских особенностей. Блен так же как и макс позволяет пользоваться сторонними рендерами. Но все они не предназначены для анимации. К счастью последние два года стало возможно использовать с бленом знаменитый коммерческий V-ray, на мой взгляд самый продвинутый из доступных рендеров. Теперь кратенько о том, что есть в максе и нет в блене - это библиотека материалов ( в блене ее нужно собирать для каждого проекта), это развитый инструменарий работы с нурбсами (в последней версии блена это нивелировалось), это удобный редактор скриптов ( в блене он в виде простого текстового редактора), это наличие встроенного менталрея на замену скайлайну. В блене с этой целью используется яфарей, который явно проигрывает менталу. Ну и главное преимущество блена - мультиплатформенность. Есть даже мобильная версия. Так что работать в нем можно везде.[/quote] Я сама еще не пробовала, но скачала.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Zoltan: Когда-то устанавливал, лепил модельки для counter strike; имхо, функционал бедный. Может, чего-то не нашёл, но, несмотря на цитируемого товарища - фейс как раз сложный, после того же макса, в котором, кстати, он очень просто настраивается, да и по умолчанию довольно удобен. Только что много опций вынесено на обозрение сразу, попервах пугает монструозностью (это о максе, после него блендер кажется "куцым"). Лучший генератор дыма, что я видел - далеко не блендеровский, это fluids для майя, второе место, наверн, платный модуль максовый, fume FХ, сравнивать их с блендером нельзя, ибо совершенно разные весовые категории, имхо. Заявлять, что максовые рендеры не презначены для анимации.. реакция лично у меня одна - "О_о" Даже стандартный рендер сканлайн (а не скайлайн, кстати), поддерживает множество именно анимационных фишек, например, размытие в движении; не говоря уже о других, куда более мощных рендерах. Тот же упомянутый V-ray.. хоть, имхо, он больше для статики, ибо рендер в вирее занимает огромное количество времени. Serifa пишет: Я сама еще не пробовала, но скачала. А для чего собрались пользоваться, если не секрет?

Serifa: Да мне тоже модельки лепить Попробую, что да как. Вот снова цитата от того же камрада: Да пожалуйста, цитируйте на здоровье. Можете еще добавить, что в последнем Блендере встроенный рендер достиг уже пристойного уровня качества и нужда в использовании внешних рендеров в большинстве случаев отпала. Совместное использование AO с Raytrace и Hdr окружением дают потрясающие результаты при приемлемой производительности. Кстати, на Ютубе уже появились ролики с совмещением видео и 3D отрендеренным исключительно средствами Блендера. Качество оных говорит само за себя. Вот один кадр из тестового ролика в HD разрешении -http://blenderteam.net/community/attachments/open-film/1259d1298206242t-kadr-probe.jpg На моей далеко не супер машинке 2 сек ролика облета камеры ( 50 кадров) рендерились всего 6 часов. Добавлено: Пн Фев 21, 2011 10:30 pm Заголовок сообщения: Пардон, вот кадр в нормальном разрешении:http://blenderteam.net/community/attachments/open-film/1259d1298206242-kadr-probe.jpg Напишу ему ваши слова))

Zoltan: Скрины не вижу, т.к не являюсь пользователем того форума.. Решили приводить примеры?) Хорошо... Смотрели 300 спартанцев? Аутодеска работа, правда, не максовая, а xsi. Или трансформеры, Братья Гримм, Аватар (который Кэмерон снял). Или вспомним Матрицу братьев Вачовски, где майя постаралась. Нет, конечно, блендер тоже использовался в кинематографе, это тот же Человек паук-2. Но всё же.. Матрица красивше, мне кажется (: И ролики на ютубе всё-таки не показатель Serifa пишет: Напишу ему ваши слова)) Нуу, мои слова - это только мои слова. Я уверен, что будут оспорены - это всегда так, человек защищает то, что ему полюбилось, это правильно и это его право.. Я просто высказался, как человек, который какое-то время пытался разобраться в блендере, но забросил это дело и установил макс

Serifa: Макс - это ведь платный, да? А сколько стоит лицензия?

Zoltan: Serifa 2.250 евро, 2011я версия на 1 комп. Сетевая уже 2.900. И 340 - подписка на год на обновления. Майа - примерно на сто евро дороже, на каждой версии, т.е одиночная уже 2.360..

Serifa: Снова цитирую)) Что-то я как почтальон)) Может, все дружно здесь будем общаться? Или туда все уйдем?)) Отвечаю по пунктам. "Когда -то устанавливал... имхо функционал бедный" - о каком "когда-то" идет речь? Автор в курсе, что год назад блендер был полностью переписан с нуля именно с целью того, что бы старые, отжившие, интерфейсные конструкции не стопорили его развитие (они не менялись 8 лет). Новый Блендер, таким образом, не имеет ничего общего со старым ветки 2.4Х. И возможности его уже сейчас (хотя он находиться в стадии Бета) впечатляют. Ключевыми словами тут являются "после того же макса". Как раз не сложный. Но не имеет мало общего с максом - отсюда и сотню раз подтвердившийся факт, что люди начинавшие изучение 3D редакторов с Блена, считают его гораздо более эргономичным , чем "монструозный" макс, а вот люди, "закостеневшие" на максе, скорее всего вообще не смогут перейти на блен и вернуться обратно, понося Блендер на чем свет стоит. Об этом я и ранее упоминал. Сам с макса перешел в 2008 ом и больше года мучился, пока окончательно не абстрагировался от старых привычек. А на счет "кажется куцым" - это как раз взгляд максовика, который привык, что все возможности должны быть сразу перед глазами и в менюшках. Блен прежде всего, это система "горячих клавиш", которые составляют основу его интерфейса. В нем имеются во множестве функции, коих вы в меню вообще не найдете (когда то так развивался, к примеру фотошоп, но потом повернулся "лицом к лузерам"). А макс - это множество частенько дублирующих друг друга менюшек, захламляющих и без того не слишком большое рабочее поле. Отсюда и кажущаяся его полнота. Я уже писал о сравнении функционала. В максе он более обширен. В блене оставлено только нужное. Лишние "фельдиперсы" не включены в базовый набор. Но если вам так нужно - качайте специальные сборки с "альтернативки" - и будет вам функцилнал, который максу и не снился. На счет генератора дыма, то майевский действительно более интерактивен и логичен в управлении. Тут проявляется главный, на мой взгляд, недостаток блена - разнесенность параметров управления чем бы то ни было по интерфейсу. Тот же дым к примеру, настраивается в трех, ник как не связанных логически, панелях. Но результат от этого не меняется - вы не отличите дым сделанный профессионалом в Блене от дыма в майке. Так что про разные "весовые категории" - это слишком круто сказано. Ну и по поводу рендеров - извините, но где я говорил, что МАКСОВСКИЕ рендеры не предназначены для анимации? Вы хоть бы читали повнимательнее, прежде чем оголтело нападать. Сперва выдумают якобы мою фразу, а затем ее радостно опровергают. Я говорил про Бленовские внешние рендеры - Яфу, Люкс, Индигу и прочие. Большинство из них - прямые физические, что делает их не приемлемыми для анимации. Впрочем, у меня есть уже перед глазами ролик, отрендереный в яфе - ничего, вполне нормально. В сканлайне (прошу прощения за прошлую опечатку - все таки уже 3 года в нем не работаю) я сам 10 минутный мультфильм для телевидения еще в 99 ом рендерил. Так что рассказывать мне про моушен блур не нужно. Нынешний Бленовский интернал ( именно нынешний - в 2.5Х), ни чем не уступает Максовсим встроенным рендерам, кроме сложности настройки опять же из-за разнесенности этих самых настроек по панелям. Н К примеру главные настройки рейтрейса не в панели рендера, а в панели окружения, что не знакомых с философией Блена полностью сбивает с толку. Опять же направляю на ютуб - там появилось во множестве великолепных роликов, отрендеренных именно в интернале, прекрасно демонстрирующих совмещение рендера с живым видео. Без постобработки в АЕ и проча. Оказалось достаточно собственного композитора Блена. И в это, кстати, его неоспоримое преймущество. Правда могу сказать сразу, что максовский Моушен блур лучше бленовского, так как последний делается тупым миксированием промежуточных полнокадровых рендеров. По сему, для получения такого же качественного уровня блен тратит на много больше вычислительных ресурсов. Ну и напоследок замечу, что главными критиками Блендера являются те, кто в нем НЕ УМЕЕТ работать. И это показательно. Если вас устраивает Макс и его цена, то зачем вам Блен? А если вы не хотите платить за монструозный редактор , то готовьтесь, легко в переучивании не будет. Не смотря на все ухищрения, типа псевдомаковского интерфейса, который можно установить при желании (его сделали именно для таких закостенелых максовиков). Главные же достоинства Бена очевидны всем - бесплатность и мультиплатформенность. И уже не раз было доказано, что это счастливое исключение из правила про сыр в мышеловке. Спасибо Тону Розендалу.

Zoltan: год назад блендер был полностью переписан с нуля я в курсе, что блендер сделали опенсорцом и прикрутили гуи. про переписали с ноля - преувеличение чуть больше, чем полностью. В нем имеются во множестве функции, коих вы в меню вообще не найдете Есть ли это плюс или огромный минус? Пользователь должен учиться не только моделить, но и запоминать горячие клавиши? забавно. В максе, майе, xsi люди годами учатся работать - а ведь там всё вынесено в меню и функции хотябы можно найти.. захламляющих и без того не слишком большое рабочее поле Макс позволяет хранить неограниченное количество конфигураций рабочего поля, настроенных удобным для пользователя образом. По умолчанию на обозрение вынесены наиболее часто вызываемые функции. (кстати, цветовые схемы тоже поддерживаются. Бесполезная фича, но тем не менее). Не слишком большое поле? О_о А в блендере что, монитор становится больше? Или как? В максе имеем вьюпорты, несколько компактных панелей инструментов, драг-н-дроп для тех, кому неудобно и плавающие окна для тех, кому мало. Отмечу, что по умолчанию в меню нет дублирующихся элементов, т.е если кто-то сам наклонировал - это же не повод, право слово, ругаться, мол, захламляет. Сбросить настройки и делов-то. А уж тем более, ругать неудобный гуй и хвалить программу без гуя вообще - имхо, нелогично. Как по мне, лучше я в максе закрою панель инструментов и буду работать на горячих клавишах, чем у меня этой панели инструментов не будет вообще. Отсюда и кажущаяся его полнота. Если полнота макса - только кажущаяся, и Я уже писал о сравнении функционала. В максе он более обширен. То нелогично опровергать мои слова о "куцести" блендера. И снова о дыме.. главный плюс майевского дыма - не логичность его настройки, а логичность поведения. Дым, там созданный - это реально дым, а не что-то там. Тот же макс не имеет по умолчанию такой возможности - там мы можем симулировать дым источником частиц с наложенной текстурой. При размерах частиц, необходимых для симуляции реалистичного взаимодействия со сценой, нам потребуется слишком много гигафлопс) Конечно, fume fx позволяет создать реалистичный дым с реальной физикой и экономией ресурсов.. Но до майевского ещё идти и идти. Симуляция огня стандартными средствами, что макса, что блендера - это вообще адская головная боль. А вот в майе те же флюиды решают вопрос быстро и безболезненно. вы не отличите дым сделанный профессионалом в Блене от дыма в майке бленовский дым далеко не адекватно ведёт себя во взаимодействии со сценой, в общем-то. Да и в майке его настройка займёт на порядок меньше времени. Я не спорю, возможно, реально убить несколько часов и добиться такого же красивого дыма.. какой можно сделать в майе за несколько щелчков (т.к видел, как резво и красиво там это делается. А также морская гладь, дождь, туман и т.д.). Про весовые категории - только моё мнение. Опять-таки, было сказано, что Лишние "фельдиперсы" не включены в базовый набор но если, например, я моделил меч-катану и для этого потребовалось этих самых фельдиперсов никак не менее двух десятков. И в максе они есть, они включены в базовый набор. И они нужны, что уже автоматически делает их нелишними. И мне не нужно шастать по инету в поисках нужной сборки программы, где нужные инструменты включены в комплект - налицо экономия времени и ресурсов. но где я говорил, что МАКСОВСКИЕ рендеры не предназначены для анимации? Ну извините, неверно понял, очевидно. А кто оголтело нападает? я лишь излагаю свою точку зрения, причём вполне дружелюбно. Просто не очень люблю блендер, т.к в нём когда-то убил кучу времени с практически отсутствием результата (всё было перемоделено в максе). Опять же направляю на ютуб Ну и чем он показателен? О да, их рендерили профи. Ок, раз мы уж берём профи в пример - опять же отправлю в кинозал. Сравните ютуб с анимацией в Аватаре Кэмерона, уже приводил пример. те, кто в нем НЕ УМЕЕТ работать а хвалят те, кто убив тонну времени, боится признаться, что убил его впустую... Или, быть может, мы не будем обмениваться беспочвенными фразами? зачем вам Блен? Да, в общем-то, незачем, в своё время он с поставленными задачами не справился, в отличие от макса, в котором и нужные инструменты нашлись, и экспорт работает, и рендер рендерит без долгих плясок с бубном. Да и.. макс кажется монструозным только на первый взгляд, на поверку приходится пользоваться и сторонними модулями, и редактором скриптов, а без "реактора" не обходится вообще ни одна анимация.. это я к тому, что сколько бы нибыло "фельдиперсов", рано или поздно они все пригодятся, даже настройка линз на камере для рендера, установка виртуальной толщины диафрагмы и силы ветра... Главные же достоинства Бена очевидны всем - бесплатность и мультиплатформенность. Естественно, для бесплатного продукта, блендер хорош. Ещё люди хвалят его настройки на "узлах", и новые версии идут ему на пользу. просто не пытайтесь обругать макс, чтобы выставить блендер за счёт этого в лучшем свете. Макс является более полным пакетом, у которого один минус - цена. Но, если уж вы получили этот пакет - жалеть не придётся. Если так полюбилось работать горячими клавишами - в максе есть такая возможность. Но есть и возможность вызвать нужную панель инструментов. Не нравится "захламлённый" интерфейс? есть возможность удалить любой элемент или попросту вынести его за окно макса и преключаться сворачиванием. Мультиплатформенность, кстати, наблюдается не только у блендера, та же майя легко заводится под никсами и на маках, xsi, вроде, тоже.

Serifa: У меня при распаковке Блендер затребовал какой-то питон. Показал адрес, я скачала оттуда файл python-2.7.1. Чего с ним делать, кто знает? Надоело почтальонить, пусть камрад сам сюда приходит за ответами))

Zoltan: Serifa пишет: python-2.7.1. Чего с ним делать, кто знает? Питон есть язык программирования.. Возможно, это только исходники блендера, которые ещё нужно собрать в кучу (скомпилировать), для работы.. Хотя странно это о_О Serifa пишет: Надоело почтальонить, пусть камрад сам сюда приходит за ответами)) Да кому оно надо :D камрад, видимо, люто ненавидит макс, вот и ругает.

max6312: я в курсе, что блендер сделали опенсорцом и прикрутили гуи. про переписали с ноля - преувеличение чуть больше, чем полностью. Видимо, что не в курсе - именно с нуля. ( Заявление самого Тона). А Опенсорсом он стал вообще-то давным давно - в 2002 ом )) Есть ли это плюс или огромный минус? Именно плюс. Как вы думаете, почему лин так не популярен? Потому что написан профессионалами для себя любимых. Ну не было там "повернутого к пользователю" интерфейса (убунты -кубунты только идут к этому), а есть максимально настраиваемая и заточенная под работу среда. То же и с Бленом - его родоначальником был не наемный программер а человек, который сам работал в студии 3D графики. И волновало его не удобство освоения лузером, а скорость работы. Надеюсь, вы не станете опровергать прописную истину, что работа хот кеями - самая быстрая. Если , конечно, вы ими владеете.)) Макс позволяет хранить неограниченное количество конфигураций рабочего поля, настроенных удобным для пользователя образом. По умолчанию на обозрение вынесены наиболее часто вызываемые функции. На сколько мне известно, это типовая функция для всех редакторов, а в Блене она была изначально. Так при чем здесь именно Макс? )) Не слишком большое поле? О_о А в блендере что, монитор становится больше? Или как? Не лукавьте, если вы работал в блене старых веток (до 2.4) то прекрасно поняли о чем я. После блена вьюпорты макса просто мизерные по площади, естественно на одном и том же экране. Макс меня изначально раздражал в 90 ых, на тогдашних 15 дюймовках, и это еще до появления 3.0,в котором они влепили линейку иконок примитивов и до 2008 ого, с его идиотской системой навигации в окнах, именно этим - постоянной необходимостью "играть" вьюпортами, что бы работать с детализованной сценой. Сейчас это нивелировалось - разрешения стали высокими, конфигурации многоэкранными. Но я сомневаюсь, что вы смогли бы работать в Максе на наладоннике , к примеру. А для Блена и этого разрешения хватает. Сам работаю иногда. )) и хвалить программу без гуя вообще Это вы о какой, если не секрет?)) То нелогично опровергать мои слова о "куцести" блендера Я не понял вообще, а в чем его куцость? Дело в том , что когда я писал свой пост, то постоянно скакал в мыслях между старой линейкой и новой. Я сомневаюсь, что возможности новой линейки, даже в дефаултной версии, можно назвать скудными. По мне, так они столь же богаты, если не более. Если вам чего -то там не хватило, просто зайдите в настройки интерфейса и включите соответсвующий аддон. Вполне разумное решение - не вешать все возможности в память разом, а дать вам возможность выбрать только то, что нужно в данный момент. Кстати аддоны в блене - это совсем не то же, что плаги в максе. В отличии от последних они уже установлены изначально, но выключены по умолчанию. И уж точно их не нужно покупать.)) бленовский дым далеко не адекватно ведёт себя во взаимодействии со сценой, в общем-то И в чем это выражается? Какие такие свойства дыма вас не утроили? Гравитация? Есть. Взаимодействие с твердыми телами? Есть. Воздействие сил - ветра ? Есть. Деформация контейнера? Есть. Кстати, дым в блене, это так же не частицы, а флюиды. Система частиц используется лишь, как первичный генератор. Или вы опять про старый блен говорили? )) Конечно Блен не тянет до того же Гудини, да и Майки. Не специализирован он на кинематограф. Но я ж не просто так направляю вас на Ютуб без конкретной адресации. Просто последние полгода его просто захлестнула волна роликов с высококачественными VFX, сделанными в Блене. Именно в новой линейке. И это с учетом того, что пока идет всего лишь период бета тестирования. Через пару месяцев выйдет релиз 2.57. А по поводу Человека паука, так это опять же линейка 2.4. )) Как говориться информация "времен очаковских и покорения Крыма". Сравните ютуб с анимацией в Аватаре Кэмерона, уже приводил пример. А это вообще смешно. Вы хотите сказать, что эта анимация в максе лепилась?)) На сколько мне известно, там Майка использовалась для модельной разработки и пострпродакшена. Динамические эффекты делались в Гудини и собственных студийных наработках. Этот разговор мне напомнил один диалог на рендер ру в начале тысячелетия, когда макс был такой же золушкой, как ныне Блен. Там один товарищ с восторгом сообщал, что наконец-то макс использовали при создании VFX для фильма "Подземелье драконов" (2001 год). Мы, тогдашние максовики, распирались от гордости. Но реальность оказалась, как выяснилось позже, не столь впечатляющей - да , использовался, но только для моделирования фона и всего одной сцены... А вообще, этот спор бесполезен. Так как вы не знаете Блена и пытаетесь критиковать то, в чем "когда-то пытались работать". Я могу сказать, что не знаю последних версий макса, да и, возможно, подзабыл то, что знал (что бы быть в тонусе, нужно работать постоянно). Но я в нем работал и работал в Блене, профессионально. Кстати, макс мне вновь установили на студии лицензионный, только не лежит уже к нему душа. По сему слова - хвалят те, кто убив тонну времени, боится признаться, что убил его впустую, на мой взгляд, не более чем досада)) Вам не удалось с ним разобраться, и он стал плохим. )) У меня при распаковке Блендер затребовал какой-то питон. Питон требуют только старые версии Блена, новая линейка ставит нужные библиотеки по умолчанию. Тем не менее для работы сторонних рендеров и скриптов желательно установить Питон полностью. Просто скачайте и запустите мсиай файл, он распакуется и встанет на системник сам. В корень. Только смотрите, что бы версия Питона была та, что вам нужна - они не совместимы.

Serifa: Сегодня переустановлю файрвол и попробую еще раз запустить этот Блендер. А то может дело в конфигурации файрвола, я там изменения вносила. Но то, что там открылось (ненадолго, потом все резко закрылось и пропало) - очень напомнило Bryce.

max6312: Сегодня переустановлю файрвол и попробую еще раз запустить этот Блендер. А то может дело в конфигурации файрвола Это ж как нужно было его настроить, что бы он не только атаки с портов, но и внутренние файлы блокировал... У меня еще не разу файервол ни как на Блен не влиял, так как последний никакой внешней активности не имеет. НО проверить то это элементарно - просто выключить временно файер и запустить блен. Но то, что там открылось (ненадолго, потом все резко закрылось и пропало) - очень напомнило Bryce ... А вы вообще Блен ли ставили? Ничего общего даже близко... Так любой 3D редактор можно с Брюсиком сравнить только по тому, что то же есть панели. На этом схожесть заканчивается. Ох, что то вы мудрите. Может откроете, откуда эту, такую прихотливую сборку взяли? И что у вас за система? Я слышал только о конфликтах на семерке, все остальные работают - як часы.

max6312: Вот ссылки на блен для интересующихся - Официальный Блен , Альтернативка С первой вы всегда можете взять свежий официальный релиз ( выходит, от раза в полгода, до раза в 3 месяца), со второй самые свежие разработки Блена для всех ОС (обновляются ежечасно), а так же специализированные и расширенные версии. Здесь самый активный русскоязычный блендеровский сайт - Украинский блендер сайт, а здесь основной Российский сайт по блену - Блендертим. На двух последних обширные галереи и конкурсы (особенно на украинском). Так что качество работ, выполняемых отнюдь не профессионалами, можно посмотреть. Кроме того вот сайт специалиста по VFX из Москвы - Валерия Гранкова (даж в Википедии ометился)) - VFX , который работал над спецэффектами еще для "Дозоров", множеством известных рекламных роликов и видеоклипов. 3 года он использует Блен в своей работе весьма успешно и возвращаться на коммерческий софт не намерен. Это только так, на всидку.

Serifa: Вот тут взяла: http://www.blender.org/ Адрес нашла в Гугле. Версия 2.49b. У меня почему-то жутко виснет перед открытием. Да, что-то это совсем не для блондинок Без поллитры даже не разберешься.

max6312: О, а зачем же вы качали эту древнюю сборку? Последнее обновление Блена 2.49 было аж в июле 2009 ого! Нет ни малейшего смысла его изучать. Так как, во первых, это старый интерфейс, который уже не актуален и имеет относительно скромные возможности. Зря только время на изучение потратите. А во-вторых, Линейка 2.5Х в лице 2.56b уже достаточно стабильна, что бы спокойно в ней работать. Тем более, что пока вы его изучаете, выйдет стабильный релиз - 2.57. А вы уже будете к той поре в нем ориентироваться. Базовый интерфейс внутри линейки не меняется. Так что берите 2.56 там же и даже не думайте. Не забывайте, что блен обновляется в разы чаще , чем макс. После 2.49b уже были 2.50a, 2.52a, 2.53b, 2.54b, 2.55b... Для большей показательности (хоть это и не совсем верно) отсчитайте столько же версий макса назад и прикиньте, что за версию вы скачали))



полная версия страницы